Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Банки обяжут возвращать жертвам аферистов часть похищенных денег

[06.12.2021 / 17:49]

Банк России планирует определить сумму денежных средств, которую банки должны возвращать клиентам-физлицам, ставшим жертвами мошенников, в упрощенном порядке. Соответствующий документ уже разослан в финансовые организации, сообщает РБК.

– Основными предпосылками для внесения изменений в закон являются: наблюдаемая картина по доле возврата денежных средств клиентам, необходимость существенной модернизации механизма противодействия хищению денежных средств и возврата списанных со счетов клиентов денежных средств, – отмечал 2 декабря на международном форуме по борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий AntiFraud Russia директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров.

ЦБ предлагает ввести упрощенный порядок возврата денежных средств гражданам, пострадавшим от мошеннической операции, в размере суммы, которую определит Банк России. Для этого гражданин должен уведомить банк о мошенничестве не позднее следующего дня после получения уведомления от банка о проведенной операции. Точную методологию расчета этой суммы ЦБ не раскрывает, отмечая лишь, что она будет посчитана, «исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80-90% всех случаев социальной инженерии». Согласно исследованию группы «Тинькофф», в 2020 году мошенники похищали у россиян в среднем 13,9 тысяч рублей за один раз.

Возврат средств в пределах установленной суммы распространяется на все банки, но если у банка низкий уровень антифрода (механизма по предотвращению хищений), то ему придется вернуть клиенту всю похищенную денежную сумму, даже если она превышает этот размер. К низкому уровню будут относиться случаи, когда банки не могут выявить операции, совершенные без согласия клиента, несмотря на получение необходимой информации от ЦБ о мошеннических транзакциях.

Из документа не ясно, в какой степени на процедуре возврата отразится поведение самого клиента банка, когда он под воздействием мошенников самостоятельно переводит им средства. Сейчас по закону банки должны возвращать средства только в тех случаях, когда они не украдены по вине клиента. Два источника РБК в банках также говорят о том, что у рынка пока нет ответа на этот вопрос.

Одновременно с вводом суммы возврата ЦБ предлагает значительно изменить процедуру подтверждения банками операций, если они видят признаки того, что они совершаются в целях мошенничества. В частности, регулятор хочет дать банкам право списывать деньги по ним по истечении одного-двух рабочих дней, даже несмотря на согласие клиента.

– Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику, у него появляется возможность отклонить перевод, – объясняется в материалах ЦБ.

Обязанность проверять операции на признаки мошенничества, включая сверку с базой о переводах без согласия клиента, ЦБ предлагает возложить не только на банк гражданина или компании, которые являются инициатором операции по переводу или оплате, но и на банк, где обслуживается получатель этих денег.

ЦБ планирует наделить банки правом блокировать на пять рабочих дней все расходные операции по счету получателя средств, информация о котором содержится в базе данных (ее ведет сам ЦБ) о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.

– Срок необходим клиенту-потерпевшему, правоохранительным органам для обращения в суд для получения законного основания дальнейшего ареста денежных средств и получения судебного решения о возврате денег, – объясняет ЦБ. Блокировать операции банки смогут только на основании сведений о возбуждении уголовных дел.

Банк России провел первый раунд консультаций с участниками рынка, по итогам которых получил значительное количество предложений и уточняющих вопросов, рассказал РБК представитель ЦБ.

По мнению руководителя направления по противодействию онлайн-мошенничеству Group-IB Павла Крылова, из предложенных ЦБ инициатив поможет увеличить возвраты только мера по установлению их суммы. Директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов считает, что обязательные возмещения не окажут положительного эффекта на динамику роста мошеннических операций.

Сейчас проблема с возвратами в том, что банк не обязан возмещать средства, если доверчивый клиент поверил мошенникам и выполнил их указания, отмечает советник по специальным проектам коллегии адвокатов А1 Сергей Демкин, при этом похищенные средства выводятся со счетов быстрее, чем клиент приходит в себя и начинает их поиск, а МВД неохотно работает по таким делам. По мнению юриста, ЦБ необходимо сосредоточиться на выработке общих правил и рекомендаций для банков по идентификации потенциальных мошенников.

По действующему законодательству банк может заморозить сомнительную операцию максимум на два дня до связи с клиентом. Если он не вышел на связь, то операция возобновляется. Но далеко не все банки этим правом пользуются, говорит директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Кузнецов. Также уже сейчас банки могут приостановить расходные операции по счету на срок до пяти рабочих дней, если клиент сообщает в свой банк о мошеннической операции, напомнил эксперт.

Останавливать перевод на один-два дня, несмотря на согласие клиента, – это хорошая идея с точки зрения антифрода, но у добросовестных клиентов могут появиться проблемы, предупреждает Павел Крылов: «Внедряя подобные меры по предотвращению хищений, банки могут столкнуться с ошибочными блокировками. Тем, у кого стоят хорошие антифрод-системы, беспокоиться не стоит, у них будет низкий процент жалоб, а вот остальные могут получить вал жалоб и обращений».

Напомним, более 600 миллионов рублей «выманили» мошенники у жителей Иркутской области с начала 2021 года. В полицию региона за этот период поступило более 3100 обращений. За 11 месяцев 2020 года обращений было более 2,5 тысяч. С каждым годом количество обращений по этому поводу растет, отмечают правоохранители. В МВД отмечают, что в этом году телефонное мошенничество чуть сместило аферы в интернете, которые раньше лидировали по количеству преступлений. Сейчас самым популярным видом являются телефонные звонки. Это могут быть как звонки от лже-сотрудников банка или службы безопасности финансовых организаций, так и от сотрудников полиции, прокуратуры. Часто жители Приангарья «ведутся» на звонки от попавших в беду «родственников».

Недавно аферисты обманом заставили 71-летнюю ангарчанку перевести им больше миллиона рублей, которые она копила 15 лет, откладывая со своей пенсии. В Братске сотрудница детского сада перевела мошенникам 50 тысяч, рассчитывая на получение компенсации, а двое студентов братского техникума, пытаясь «сохранить накопления», под руководством злоумышленника потерпевшие оформили на себя кредит через личный кабинет на сайте банка, а затем продиктовали звонившему номер карты, cvc-код и пароль из смс-сообщения. В итоге молодой человек лишился 98 тысяч, а 18-летняя девушка – 95 тысяч рублей. Жительница Иркутска взяла кредит в банке и перевела мошенникам более 3 миллионов рублей. Как установили полицейские, 48-летняя женщина таким образом пыталась не только сохранить деньги, но и свою кредитную историю. А в Тайшетском районе жертвой аферистов стала местная жительница, которая, попробовав свои силы в инвестициях, попала на мошенников и потеряла почти 6 миллионов рублей.

Между тем, в России с 1 декабря 2021 года вступил в силу закон о внесудебном порядке блокировки мошеннических сайтов нелегальных кредитных организаций, финансовых пирамид и фишинговых сайтов. Такие порталы будут блокироваться по инициативе Банка России в течение нескольких дней. Однако иркутские эксперты не уверены, что это принесет какую-то пользу, поскольку, во-первых, мошенники наверняка располагают целой армией одинаковых сайтов, но с разными адресами, а во-вторых, фишинговый сайт можно воспроизводить сколько угодно раз.

 

ИА Телеинформ

 

Категории:  А как вы хотели?
 
вверх