Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

История без «европоцентризма»

[26.01.2022 / 15:19]

Мировую историю в российских школах планируют преподавать без акцента на истории Европы, включив в курс изучение стран Азии, Африки и Латинской Америки. Телеинформ собрал реакцию иркутских историков на образовательное новшество.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на академика, научного руководителя Института всеобщей истории РАН, сопредседателя Российского исторического общества (РИО) Александра Чубарьяна, новая концепция практически завершена, после 1 февраля 2022 года ее направят на обсуждение экспертам в РИО, Российское военно-историческое общество, Российскую академию образования, МГУ и РГГУ. К 15 марта этого года завершат сбор замечаний к документу, а в конце апреля, как ожидается, доработанный проект направят в Минпросвещения РФ.

Авторы концепции, как пояснил Чубарьян, решили отойти от «европоцентризма» – мировоззренческой установки, согласно которой Европа является центром мировой культуры и цивилизации. После утверждения концепции Минпросвещения школьным учителям придется самостоятельно искать баланс: стандарт дает лишь минимальный перечень событий, а педагоги, опираясь на него, разрабатывают свою рабочую программу.

Ученый секретарь Иркутского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук Артем Ермаков рассказал Телеинформу, что его удивила «не столько сама по себе новость, сколько реакция российского интеллектуального класса, имеющего доступ к социальным сетям и электронным СМИ»:

– Уровень возмущения самой мыслью не делать акцент на истории Европы – чудовищный. Прямо можно предположить, что религия «европоклонников» реально существует в России.

Во-первых, хочется сказать, что, на мой взгляд, это предложение – не часть антизападной кампании современного российского правительства, а мировая тенденция, которая начала набирать оборот именно на Западе в рамках деколонизации истории и борьбы с расизмом еще в 50-60-х годах 20 века. Более того, в Советском Союзе 1960-х годов она была весьма ярко выражена. Все помнят, например, зеленые тома Всемирной истории, где огромное внимание уделялось истории Ближнего Востока, Среднего Востока, Дальнего Востока, Индии, Индонезии. Эти тома и эти главы можно было пролистывать, но по концепции они такими уже были. Или, например, я учился в восьмидесятых по учебнику истории СССР, который начинался с историей древнейшего государства на территории СССР – Урарту, в районе современной Армении.

Так что это не заговор каких-то консерваторов, этот курс отражает течение времени и перемены как на Западе, который вот кается, так и на пробуждающемся Востоке. Яростные протесты российских либералов указывают нам в данном случае на то, что наши либералы – махровые архаисты и консерваторы в сравнении с настоящими западными трендами.

Но, правда, для русских патриотов-традиционалистов данное предложение – тоже не очень хорошая новость, потому что русскоцентризм, во всяком случае, москвоцентризм тоже в рамках этой логики постепенно будет отменяться. То есть мы будем изучать историю хазар, скифов, Золотой Орды, Крымского Ханства, государства Бохай на территории современного Приморья. Романовым, Рюриковичам и всем Пушкиным, Чайковским, Суворовым придется сильно потесниться в рамках этой предлагаемой логики.

Что касается чиновников из министерства образования и поддерживающих их ученых, вот они – настоящие реформаторы. Реформа образования как у нас началась в 1984 году, даже раньше перестройки, так никак не может закончиться. Поэтому качество исторического образования будет падать вне зависимости от содержания очередной реформы, просто от усталости системы.

Ну и последнее, что хочется сказать, когда идеи деколонизация истории высказывались и только начинали разворачиваться во второй половине 20 века, сама идея единого пути развития человечества и общего для всех смысла этого развития не ставилась под сомнение. Колониальные и неколониальные народы конкурировали за долю в этом развитии, праве формировать этот смысл. Сейчас о едином смысле едином пути никто всерьез не говорит, кроме, может быть, Китая и радикальных религиозных фундаменталистов. А без этих концептов увеличение разнообразия ведет только к увеличению хаоса. Но, с другой стороны, волноваться тоже особенно не стоит: человеческая история сама по себе достаточно хаотична, порядок в ней всегда наводится задним числом.

Историк, политолог и общественный деятель Алексей Петров* в комментарии Телеинформу отметил, что эта тема – очень сложная, потому что теперь можно ставить вопрос: «Россия – это Европа или не Европа?», который сейчас является дискуссионным:

 

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

 

– Вчера вечером, когда я прочитал в «Ведомостях» этот огромный материал о том, что происходит с российской историей, я написал у себя на Фейсбуке об этом: «Пришло время других историков. Как говорится, хорошо, что я прикупил в свое время несколько томов «Истории Европы» и несколько книжек приличных, а то придет время, будем одну Нигерию да Венесуэлу изучать. И никакой тебе Чехии, Швеции да Франции. И даже никакой тебе Польши и Литвы».

А вообще отход от европоцентризма, о чем говорят сейчас различные академические институты, конечно, к истории как таковой не имеет никакого отношения. История в последнее время стала политическим инструментом. Стоит только между какими-то государствами или общественными и политическими блоками начаться каким-то сложным временам, это сразу почему-то переходит на «то, что было когда-то», чего в принципе не должно быть.

Я помню времена, на истфаке ИГУ, например, когда историю России нам читал Александр Всеволодович Дулов, он делал это по написанным от руки лекциям 30-40-летней давности. То есть он читал, зная, что ничего не поменялось. Современным историкам, я боюсь, приходится писать лекции по истории каждый год, потому что различные политические или государственные институты почему-то все время пытаются навязать историкам, как правильно изучать историю. Россия – это Европа, и смешно на самом деле, когда кто-то говорит, что это не так. Ну, давайте будем изучать Никарагуа, Венесуэлу, Индонезию, Турцию, Иран. Это хорошо. Но я вспоминаю свою историю – что мне не хватило в школе: у нас все время пытались отказаться от изучения истории культуры, помню, и истории Сибири и Дальнего Востока. Поэтому, соответственно, выросло целое поколение людей, которые не очень понимали историю своего родного места, в котором они жили.

Может получиться так, что через 20 лет историю Венесуэлы, Нигерии, Чада или Эфиопии будут знать лучше, чем историю своих соседей. Но надо понимать, что количество государств, которые граничат с Россией, меньше не станет. У нас три балтийских государства, Украина, Белоруссия, кавказские государства, по морю – Болгария, Турция, и так далее, и никуда это не делось. У нас [рядом] огромная Польша, очень долгие и фактически безупречные после войны с Наполеоном отношения с Францией. У нас после двух тяжелых войн фактически очень неплохие, скажем так, отношения с Германией: немцы смогли преодолеть в себе – у них была целая госпрограмма, которой они занимались более 30 лет – комплекс вины за то, что они воевали. А мы, наоборот, себе пытаемся комплексы приобрести, деля соседей на правильных и неправильных.

Только не очень понятно, чья это идея: Института всеобщей истории, Российского исторического общества, или это инициировало Минпросвещения или кто-то другой.

 

*Внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов

 

ИА Телеинформ

Категории:  Прошу слова
 

стремительный инжектор

Ответ на сообщение - Ага

 Здесь логика ваша ущербна. Если объяснять в чем, все-равно не поймете.

0 0

06.02.2022 20:48:42

Ага

Ответ на сообщение - стремительный инжектор

-- с приходом англо-саксов местная культура индейцев была порушена, а свою они создали только   от Армстонга до Элочки Фицджеральд. И все.--

И что? Если "то есть мы будем изучать историю хазар, скифов, Золотой Орды, Крымского Ханства, государства Бохай на территории современного Приморья" - так и их ведь нету, а изучать предлагается! Чем североамериканские индейцы хуже государства Бохай?

0 0

06.02.2022 20:07:54

стремительный инжектор

Ответ на сообщение - Ага

// А в Северной Америке что, до европеоидов люди не жили? //

Жили. Только с приходом англо-саксов местная культура индейцев была порушена, а свою они создали только   от Армстонга до Элочки Фицджеральд. И все. А потом этот, как его, типа - Майкл Джексон. И тот плохо кончил.

0 0

27.01.2022 4:32:28

Ага

--для русских патриотов-традиционалистов данное предложение – тоже не очень хорошая новость, потому что русскоцентризм, во всяком случае, москвоцентризм тоже в рамках этой логики постепенно будет отменяться. То есть мы будем изучать историю хазар, скифов, Золотой Орды, Крымского Ханства, государства Бохай на территории современного Приморья.-- я вспоминаю свою историю – что мне не хватило в школе: у нас все время пытались отказаться от изучения истории культуры, помню, и истории Сибири и Дальнего Востока. Поэтому, соответственно, выросло целое поколение людей, которые не очень понимали историю своего родного места, в котором они жили.--

До чего ж я в детстве историю не любила - до скрежета зубовного. Никакой краеведческой части не было вообще. Даже про Ленский расстрел из других книжек узнавали.

А почему включили только Азию, Африку и Латинскую Америку? А в Северной Америке что, до европеоидов люди не жили? 

0 0

26.01.2022 19:40:05

вверх