Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Непуганое поколение «зумеров»

[19.11.2020 / 12:00]

Среди россиян старшего поколения принято считать, что от современной молодежи не стоит ждать ничего, кроме проявления беспредельного эгоизма. Немудрено – ведь она выросла в «тучные» годы, в тепличных условиях. Считается, что зацикленность на личном комфорте плюс зависимость от интернета и отличают новое поколение.

Впрочем, свежий соцопрос ВЦИОМ, проведенный в конце роктября, выявил такой нюанс: 66% респондентов считают, что молодым родителям лучше отдать своих чад в детсад, а не доверять своим родителям. Лишь 27% россиян полагают, что бабушки и дедушки справятся лучше. Наблюдения социологов заставляют задуматься. Выходит, в нашем обществе преобладает доверие к молодым родителям-миллениалам, которые сейчас становятся папами и мамами. И при этом растет недоверие к поколению их родителей – к тем, кто вырос в лихие 1990-е.

О том, насколько достоверны такие представления, и о том, чем вообще отличаются рожденные в СССР от тех, кто вырос в 1990-е и в нулевые, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал академик РАО, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко. 

 

ВЗГЛЯД: Юрий Петрович, прежде всего, давайте уточним определения. Признает ли сегодня наука такое понятие, как «поколение», или каждый человек индивидуален?

 

Юрий Зинченко: Поколение для современной психологии – это не просто общность родившихся в определенный год людей. Современные социальные психологи и специалисты в области возрастной психологии подтвердили многими исследованиями, что каждое поколение несет в себе уникальный исторический и культурологический опыт, который не повторится у другой поколенческой когорты. 

Именно это заставило исследователей давать поколениям имена. Например, «беби-бумеры» – те, кто родились во время демографического всплеска в середине XX века, «миллениалы», появившиеся на свет с 1981 по 1996 год, и так далее. Или поколение Х – то есть те, кто родились в 1960–1970-е, поколение Y (1980–1990-е годы) и, наконец, поколение Z или «зумеры», самым старшим из которых сейчас по 18-20 лет. Именно «люди Z», которые скоро начнут искать рабочие места, голосовать на выборах и станут активными потребителями, интересны многим исследователям на факультете психологии МГУ. 

Да, к этим ярлыкам предъявляют много претензий, и так называемая теория поколений далеко не безупречна. Тем не менее, от названия конкретного поколения не меняется главное: поколенческие группы различаются ценностями, привычками, социальными установками, и «виной» тому – их культурный, исторический и социально-психологический бэкграунд.

 

- Чем в таком случае «зумеры» отличаются от поколений X и Y? 

 

- В качестве ключевых черт поколения, конечно, вспоминают их погруженность в интернет. «Диджитализация», цифровой способ восприятия мира меняет способ познания, формирует так называемое клиповое мышление. Но одновременно оно стимулирует развитие способности решать множество задач одновременно.

Принято считать, что такой способ мышления способствует развитию разнообразных форм интернет-аддикции – то есть зависимости. Но в то же время он меняет офлайн-общение. По данным соцопроса ВЦИОМ, проведенного в августе 2020 года, 72% опрошенных россиян различных возрастов считают главным качеством современной молодежи общительность и доброжелательность.

 

- Социология, таким образом, опровергает стереотип о том, что молодежь угрюмо погружена в виртуальные миры. Какие еще свойства выделяют специалисты?

 

- Недавнее исследование факультета психологии МГУ показало, что среднестатистический молодой человек не торопится использовать классические критерии взросления старших поколений. Он в среднем позже заводит семью, позже рожает детей, меняет больше мест работы, его карьера более динамична. В то же время это поколение более осознанно подходит к выбору жизненных целей.

 

- Вы имеете в виду нацеленность на успех, на карьерный рост? Но разве эти установки не присущи всем последним поколениям – и «иксам», и «игрекам»?

 

- Достижение успеха – одна из постоянных и знаковых общечеловеческих потребностей. Другое дело, что для разных поколений то, что они вкладывают в понимание успеха, различается. 

Для наших бабушек и дедушек ценности успеха были во многом связаны с коллективистическими идеями.

Поколение «Икс» демонстрирует больший индивидуализм, а у «зумеров» это качество достигает максимума по сравнению с предыдущими тремя поколениями.

 

- В чем это проявляется? Они менее зациклены на признании окружающих?

 

Успех для современной молодежи – это уже не длинные статусы на визитке, не пафосные бренды, а возможности для самореализации и саморазвития.

Другой важный момент – их меньше манит роль «менеджера среднего звена», работающего по 20 часов в сутки. Фриланс – то есть работа не по найму, собственные стартапы – это путь к той самой свободе и независимости, который возможен при достаточной степени самореализации. Именно это и можно назвать успехом в современном понимании, к которому стремится молодежь.

С другой стороны, признание остается крайне важным критерием успешности. В 2017-2019 годах на нашем факультете психологии МГУ было проведено масштабное исследование представлений об успехе у современных подростков и юношей. Оказалось, что у молодых людей сложилось такое представление: если кто-то создал какой-то новый продукт, но об этом не рассказали в информационном пространстве, то ни продукт, ни его создателя нельзя назвать успешным. 

 

- Но это все же какие-никакие стратегии социального успеха. А как поживает присущий юности максимализм и тяга к экспериментам, к нарушению границ?

 

- Молодежь всегда и во все времена отличалась максимализмом, романтизмом, смелостью. Поколение Z часто называют еще более свободным: ведь оно росло в те годы, когда свобода выбора обозначалась в качестве одной из базовых ценностей. Именно поколение, родившееся начиная со второй половины 1990-х, можно считать сытым и непуганым, в отличие от их предшественников, особенно тех, кто старше 35 лет, и чье детство и юность пришлись на социальный слом конца 1980-х – первой половины 1990-х годов. 

Это легко объяснить через метафору: человек, который дышит воздухом, не замечает его ценности, но стоит начать испытывать нехватку кислорода – как сразу ощутишь необходимость дышать полной грудью. Так и с ценностями. Как показывают ценностные срезы исследований нашего факультета, проведенные в 2016-2019 годах, молодежь не испытывает недостатка в стабильности. Она воспринимает ее как данность, не считает чем-то значимым. В этом ее главное отличие от тех, кто рос в 1990-е.

Поэтому готовность к экспериментам, толерантность к многообразию окружающего мира, меньшая зашоренность мышления – спутники современной молодежи. Более старшее поколение может эти особенности эффективно задействовать при общении с нею.

Информационное пространство и гаджеты создают у молодежи ощущение неограниченных возможностей, доступности любой формы активности, возможности для развития своих soft skills («гибких навыков» – способности к адаптации коммуникации, лидерских качеств и так далее) посредством цифровой среды. В условиях неограниченного выбора перед молодым человеком стоит уже несколько другая задача – не преодоление границ, а выстраивание своей личной системы ценностей.

 

- Раз уж речь пошла о выборе... Предыдущие поколения считали главным решением в жизни человека выбор спутника или спутницы жизни. Как молодежь относится к любви? Старшему поколению кажется, что в этой сфере все продолжает упрощаться.

 

- Результаты исследований факультета психологии МГУ не фиксируют значимых изменений в структуре базовых ценностей – отношении к любви, семье, дружбе – между молодым и более старшими поколениями.

При этом в части конкретных жизненных привычек и паттернов жизнь действительно становится проще: пресловутая диджитализация превращает процесс знакомства с противоположным полом в увлекательную и достаточно легковесную игру. Нам не кажется, что это влияет на базовые семейные ценности, но в части привычек межличностного общения может произвести впечатление яркого упрощения и тенденции к поверхностности.

 

- С другой стороны, появляется все больше разговоров о том, что секс становится менее интересным для молодежи.

 

- Это как раз ложный стереотип. Российские «зумеры» находятся в том же тренде, что и их западные сверстники. Секс не становится менее привлекательным для них. Это все равно что говорить, что они меньше едят или спят. Однако и вправду подход к сексу меняется. Если для предыдущих поколений их бабушек и дедушек был верен лозунг, что «в СССР секса нет», то для их родителей и старших братьев и сестер хлынувшие с телеэкранов и из интернета свобода и вседозволенность привели к появлению культа сексуализации.  

Для молодых снизилась ценность «запретного плода».

Они более ответственно относятся к своей безопасности в этой части, что, бесспорно, можно назвать хорошей тенденцией, признаком внутренней потребности в здоровом образе жизни. 

 

- Поколение Y, или «поколение Пепси», зачастую ставило карьеру выше личных отношений. А как обстоит дело у поколения Z?

 

- Для них важен work-life balance – «баланс работы и жизни», о котором так много пишут исследователи карьеры. Поколение Z отличает гораздо большая тяга к необходимости гармоничного сочетания и интеграции разных сфер жизни. При этом по-прежнему открыт вопрос о том, а насколько современная молодежь готова совмещать несколько социальных ролей.

 

- Если перейти к роли ответственного гражданина – современная молодежь политизирована или нет?

 

- Молодежь в целом становится в этом смысле активнее. Этому способствует развитие различных общественных движений, социальных проектов, которые организуются при поддержке власти. По данным ВЦИОМ, молодежь действительно ощущает поддержку государства через работу таких общественных организаций – а значит, и готова участвовать в их работе и развитии. 

При этом многие молодые люди имеют четкую гражданскую позицию и задумываются о будущем нашей страны, о ее благополучии, но реализуют свои устремления не через политическую деятельность, а опять-таки через личное развитие: качественное образование, занятия творчеством, участие в волонтерских проектах.

 

- Правда ли, что сегодня среди молодых модно заниматься не бизнесом, а волонтерством?

 

- Если раньше модные молодежные блогеры транслировали гламурные образы дорогой жизни, как идеал, то теперь все чаще можно увидеть посты о социальных и экологических проблемах. Если считать этих блогеров индикаторами интересов их подписчиков, то можно говорить о моде у молодежи на социальную ответственность.

Мода на социальную ответственность – также универсальный тренд, который можно найти и у российских, и у западных зумеров. Здесь не только волонтерство, но и забота об экологии, ориентация на здоровый образ жизни, осознанное потребление. Все это – воплощение теории «маятника», а также любопытное сочетание индивидуалистичности с ответственной социальной позицией.

 

Андрей Самохин

Взгляд

 

Ага

Ответ на сообщение - Ага

--Прочитала в "Ленском шахтёре", что в пандемию целых 11 человек посетили волонтёры с лекарствами и продуктами. А инвалидов в районе живёт   порядка тысячи человек. Вот и сами думайте.--

И даже от посещения этих одиннадцати волонтёрам стало худо - они им пакетик с макарошками, а у тех квартира в дичайшем состоянии. Волонтёры загрустили, но с ремонтом помочь не предложили, поняли, что не потянут столько действенного милосердия. 

0 0

28.02.2021 20:03:54

Ага

Ответ на сообщение - Ага

--В редких семьях теперь принято просто разговаривать с детьми. Многие [студенты] плохо себе представляют, кем работают их родители. Что уж говорить о биографиях дедушек-бабушек, о семейной истории, памяти о воевавших предках - не знают, не рассказывали им. Но, конечно, есть и те, от кого слышишь: "А мне батя рассказывает, что в 90-е..." или: "Бабушка моя вспоминает, как во время войны..." Эх, бате - респект, бабушке - уважуха!--

А, может, детишки-тиктокеры не поголовно глупы - просто на фоне не разговаривающих с ними родных взрослых появились интернет-вожаки, которым как бы беседа не в лом.

А если вдруг бабушки-дедушки рассказывали про жизнь при Советах, то вряд ли они ту жизнь матерят, а у детишек, к примеру, вывод - так что ж вы такую неплохую страну про...шляпили так легко?

0 3

31.01.2021 23:03:18

Ага

Ответ на сообщение - Ага

 (с) оттуда же

Вот уже почти 10 лет преподаю в вузе историю, но каждый раз ставят в тупик вопросы: "Ну, и какая же у нас молодёжь? Знает ли историю? Все ли - отпетые жертвы ЕГЭ?"

Да разная она, наша молодёжь! И знания, настроения, цели у неё - разные! Однако можно говорить и о неких, скажем, поколенческих закономерностях.

Они не представляют иных форм контроля знаний, кроме тестирования. И надо признать, что знания у тех, кто сдавал не для всех обязательный (!)  экзамен по истории, всё же есть. Те же, кто ЕГЭ не сдавал, демонстрируют полное незнание...

Сама понимаю, что не успеть мне - как ни старайся! - залатать все прорехи в студенческом историческом знании - всего один семестр отводится нам на всю русскую историю от древности до наших дней...

В редких семьях теперь принято просто разговаривать с детьми. Многие плохо себе представляют, кем работают их родители. Что уж говорить о биографиях дедушек-бабушек, о семейной истории, памяти о воевавших предках - не знают, не рассказывали им. Но, конечно, есть и те, от кого слышишь: "А мне батя рассказывает, что в 90-е..." или: "Бабушка моя вспоминает, как во время войны..." Эх, бате - респект, бабушке - уважуха!

Так что ЕГЭ, конечно, зло, но, может быть, дело не только в ЕГЭ?

----------------------------

Ну вот и практическая политика теперь у московских (ну не иркутских же!) студентов и подростков - как вы относитесь к аресту Навального?

0 0

24.01.2021 19:07:59

Ага

Ответ на сообщение - Ага

...Извините, но в Бодайбо при поддержке власти никакие общественные движения и соцпроекты не организуются...

Прочитала в "Ленском шахтёре", что в пандемию целых 11 человек посетили волонтёры с лекарствами и продуктами. А инвалидов в районе живёт   порядка тысячи человек. Вот и сами думайте.   

0 0

18.01.2021 13:13:53

Ага

...В качестве ключевых черт поколения, конечно, вспоминают их погруженность в интернет. Принято считать, что такой способ мышления способствует развитию разнообразных форм интернет-аддикции – то есть зависимости. Диджитализация», цифровой способ восприятия мира меняет способ познания, формирует так называемое клиповое мышление. Но одновременно оно стимулирует развитие способности решать множество задач одновременно...

А вот что говорит Ольга Жукова, доцент кафедры истории и регионоведения МосГУ:

Для каждого первокурсника ударом становится известие, что впереди их ждёт... традиционный экзамен.

Коротко описываю алгоритм: "Вы тянете билет. Там - два вопроса. Перед вами - чистый лист бумаги, на который вы можете "выплеснуть" свои мысли и знания. Потом расскажете всё, что знаете. Телефоны перед экзаменом положите мне на стол..."

Тяжёлый коллективный вздох и робкое: "А как это - рассказывать? Что, прямо самим? Без телефона - жесть!"

Не учили их в школах говорить, учили галочки в тестах ставить. Они на семинарах норовят читать с телефона текст из "Вики". Требую, чтоб рассказывали сами, пусть только то, что поняли и запомнили, - возмущаются до обид и слёз.

Они не слушают радио (разве что музыкальное), они не смотрят телевизор. Именно поэтому делают ошибки в ударениях самых обычных слов, вместо "полкИ" у них пОлки", вместо "войскА" - "вОйска, а командир был "чутОк и справедлив". СахАров, КагАнович, РокОссовский...

Молодняк наш не знает о событиях, происходящих в мире, и своей аполитичностью гордится. Одну студентку, "поплывшую" на экзамене, я спросила о дне сегодняшнем: "Что сейчас происходит в Сирии?" Не смогла ответить. Оказывается, заходя в интернет, открывает не Mail или Яндекс с главными новостями, а свою страничку в соцсетях.

Немалые усилия приходится потратить, чтобы буквально оторвать их внимание от смартфона, который давно уже стал их "вынесенным мозгом"! 

Пытаюсь разрушить это "клипово-тестовое" сознание творческими заданиями, вопросами, требующими осмысления и собственного мнения, ответы на котрые не найдёшь в Сети. Вначале вздыхают, но постепенно втягиваются, будто от тяжёлого сна просыпаются...

-----------------

Ругает доцент-практик, понимашь, клиповое мышление. Мешает оно, а не "стимулирует развитие способности решать множество задач одновременно"!      

0 4

18.01.2021 13:11:27

Ага

--Этому способствует развитие общественных движений, социальных проектов, которые организуются при поддержке власти--

Извините, но в Бодайбо при поддержке власти никакие общественные движения и соцпроекты не организуются. От слова "никогда". Вообще статья несколько слащавая. И это целый декан факультета психологии! 

0 0

29.11.2020 18:38:06

Ага

--у молодых людей сложилось такое представление: если кто-то создал какой-то новый продукт, но об этом не рассказали в информационном пространстве, то ни продукт, ни его создателя нельзя назвать успешным--

Ну то есть "не запостил - не было, а запостил - было"? А как там христианство относится к такому понятию, как "успешность"? 

0 0

29.11.2020 18:34:01

вверх