Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Иркутской епархии 295 лет

[18.11.2022 / 08:49]

С момента своего основания в XVII веке Иркутск становится важным административным и торговым центром на пути к Китайской империи. Город являлся важным форпостом в освоение азиатских просторов Российского государства и спорных пограничных районов с Китаем. Организация Русской Православной церковью заграничных Духовных миссий в Пекин с 1712 года оказало значительное влияние на Сибирское духовенство и его состав. В 1727 году происходит образование Иркутской епархии, которой уже через несколько лет суждено было стать самой большой по площади в России.

Территория Иркутской области начала осваиваться русскими людьми с 1620-х годов, и первые православные церкви появились на отвоеванных землях после строительства в 1630-е годы Илимского, Братского, Тутурского и позже - Верхоленского, Киренского, Балаганского, Иркутского и других острогов.

В XVII веке согласно административному делению территория современной Иркутской области входила в состав Сибирской епархии, учрежденной в 1620 году и с 1668 года именуемой Тобольской митрополией. Митрополия в свою очередь подразделялась на разряды Тобольский, Верхотурский, Енисейский, которые в свою очередь разбивались на десятины и заказы. Одна из самых больших по площади десятин - Даурская, вскоре была разделена еще на Нерчинскую и Иркутскую.

Богатая пушниной сибирская землица манила все новые и новые ватаги казаков и служилых людей. Собственно, это и было основной движущей силой в освоение различных территорий Сибири. Продажа пушнины за границу давала Московскому государству большие доходы, порой составлявшие около 80-100 тысяч рублей "соболиной казны". Эта сумма составляла 1/8 доходов Московского государства в середине XVII века.

Для сбора "ясака" (пушного налога) и закрепления на новых землях служилые люди возводили новые остроги. Строительство острогов зачастую сопровождалось возведением часовни, так как строительство церкви сопровождалось большими трудностями и затратами. Автор "Истории христианства в Иркутске" Прокопий Громов объясняет это трудностями устройства церкви:

"Первые основатели Иркутска, имевшие в руках топоры и под боком лес, могли срубить церковное здание, но за всем остальным, что нужно для православного храма: и за иконами, и за мукой, и за церковным вином, не говоря о колоколах, - они должны были обращаться к правительству, которое не находило возможности одолеть трудности, главным образом заключавшиеся в неустройстве дорог".

Следует добавить, что возведение церкви осложнялось еще необходимостью получения благословенной грамоты от митрополита на закладку храма, а затем и на освящение. Поскольку Иркутск в XVII веке относился к Тобольской митрополии, то разрешение на устройство церкви приходило спустя несколько лет после запроса. Так в Иркутском остроге церковь была сооружена лишь спустя 12 лет после его строительства.

По этой причине воздвижение церквей было затруднено и вместо их строили деревянные часовни. Часто такие часовни устраивались в крепостных башнях острога, обычно над вратами. В "Чертежной книги Сибири" Семена Ремезова (1701 года) острожные башни Иркутского острога отмечены крестами, что указывает на культовое назначение этих построек. Одновременно надвратные башни выполняли военно-оборонительное назначение, что служило символом защиты острога. 

Создание острогов потребовало от государства организации обеспечения их продовольственного снабжения, что привело к усилению роли пашенного земледелия и крестьянской колонизации региона. В наиболее крупных острогах и населенных пунктах начинают возводиться церкви, крупными землевладельцами становятся Иркутский Знаменский женский монастырь (1693 год) и Вознесенский мужской монастырь (1672 год).

При игуменье Акилине Знаменский женский монастырь получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие (напечатано в 1698 году). Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 году иркутскими серебряниками. Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.

К началу XVIII века церковное административное деление с центром в Тобольске, удаленном на тысячи километров, не могло удовлетворять новые потребности, возникшие с быстрым освоением земель, появлением новых церквей и монастырей. В 1706 году в составе Тобольской епархии было открыто особое викариатство с титулованием епископа Иркутским и Нерчинским. В ведение первого епископа-викария Варлаама было определено 42 церкви.

Вместе с тем, в начале XVIII царь Петр I все больше обращает внимание на установление постоянных дипломатических связей с Китайской империей. Срединная империя с высока смотрела на своих соседей, считая их варварами и не желала устанавливать равноправные дипломатические отношения и торговые связи. Китайская дипломатия требовала совершения обряда "Коутоу" - обряд тройного коленопреклонения и девятикратного челобитья, который по китайскому дипломатическому этикету было принято совершать при приближении к особе императора. 

Небольшая русская община в Пекине, состоявшая из попавших туда во второй половине XVII века пленных казаков Албазинского острога, стала той важной составляющей, с помощью которой удалось установить дипломатические связи с Поднебесной через духовные миссии. 

Идея создания духовной миссии в Китае принадлежала Николаю Спафарию, который возглавлял русское посольство в Пекин в 1675-1678 годах. Царь Петр I с присущей ему быстротой уже 18 июня 1700 года издал указ, обеспечивший в будущем создание духовной миссии в Пекине. 

 

Из приказа Петра I

 

"Для утверждения и приумножения в православную веру и проповедь святого евангелия в идолопоклонных народах (Китай), так и для проведения ясачных народов в веру христианскую, которые близ Тобольска и иных сибирских городов живуть, Великий Государь, говоря о том со святейшим патриархом (Адрианом), указал писать к киевскому митрополиту (Варлааму Ясинскому), чтоб он подражая о том святому и благоугодному делу, поискал в малоросских своей области городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков доброго и ученого и благого жития человека, которому бы в Тобольске быть митрополитом и мог бы божиею помощью в Китае и в Сибири в слепости идолослужения и в прочих неверствиях закоснелых человек приводит в познание и служение истинного, живого Бога, и привел бы с собою добрых и ученых не престарелых иноков двух или трех человек, которые бы могли китайскому и мунгальскому языку и грамоте научится

<…> и там в Пекине живущих и приезжающих христиан от прелести всякого идолослужения их отвадить, и так же могли бы служить в той построенной церкви (албазинской), чтобы своим благимжитием хана китайского и ближних его людей и вообще их народ привести к тому святому делу и к российскому народу людям, которые все годы с караваном для торга и всяких посылок зарубежных ездят".

Для выполнения такой важной миссионерской задачи, взор русского государя обратился на юг - к устойчивым натурам малороссов, закалившихся в своей борьбе с католическими миссионерами, владевших большим мастерством в проповеди.

С начала XVII века орден иезуитов занимал особое положение при императорском дворе династий Мин и Цин в Китае. Его представители вели проповедь среди представителей элиты, интенсивно занимались переводческой деятельностью, были техническими специалистами, задействованным в астрономических и календарных расчётах, и изготовлении вооружений.

С 1701 года согласно наказу Петра I во главе сибирского миссионерства и митрополии был назначен Филофей (Лещинский) стоявший во главе этой должности целую четверть века. Новый митрополит привез с собой из Малороссии иноков, которые внесли вклад в духовное и нравственное воспитание местного населения, что так же отразилось на сибирском духовенстве. 

С 1740-х годов в Иркутске происходит расцвет региональной школы зодчества. Среди ярких примеров работ можно выделить такие церкви, как Крестовоздвиженская, Чудотворская, Знаменская, Тихвинская, Троицкая, Владимирская, а также Вознесенский мужской монастырь. Их архитектуру принято называть местным вариантом "сибирского барокко", которое сложилось под влиянием малоросского, московского стилей и восточных орнаментов местного прикладного искусства. Так на одной из древнейших церквей города Иркутска - Спасской церкви - изображен образ Митрофана Воронежского - святого, особо почитаемого в Малороссии.

С 1712 года начинается организация Первой духовной миссии в Китай и для этих целей в Восточную Сибирь и Иркутск начинают прибывать священнослужители самых различных санов. 

Во главе второй духовной миссии в Пекин должен был отправиться Иннокентий Кульчицкий - уроженец Черниговского полка (Гетманщина), который происходил из шляхетского рода Кульчицких. С 1695 года обучался в Киевской коллегии, где и окончил курс в 1706 году. Пострижение в монашество с именем Иннокентия принял в Киево-Печерской лавре в 1708 году и рукоположён в иеромонаха. В 1721 году возведенный в сан епископа, должен был возглавить Вторую Духовную миссию в Пекин, но вследствие противодействия иезуитов и его "высокого" религиозного сана не смог отправиться в Китай.

После долгих переговоров с китайским правительством был вынужден остановиться в Троице-Селенгинском монастыре в Бурятии, где пробыл в течение трёх лет. В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия. Синодальный указ об ее образовании был учрежден императрицей Екатериной 15 января 1727 года. Первым иркутским епископом стал Иннокентий Кульчицкий, впоследствии канонизированный православной церковью. В духовное управление Иннокентия были переданы церкви бывшего Иркутского викариатства.

К 1731 году Иркутская епархия утвердилась в границах Иркутской провинции и стала самой крупной в Российской империи, общей площадью более 6,5 млн кв. километров. Город Иркутск с самого основания епархии стал центром церковной администрации.

Дальнейшее заметное расширение территории Иркутской епархии произошло в 1796 году, когда в ее состав вошли Аляска и Алеутские острова. В 1824 году к ней причислили территорию Енисейской губернии. Сокращение территорий Иркутской епархии началось с 1834 года, когда из ее состава была выделена присоединённая последней Енисейская губерния. А с учреждением Камчатской епархии из ее управления вышли Охотск и Камчатка, российско-американские колонии и Якутская область. В 1894 году была учреждена Забайкальская епархия, в которую было переведено около 200 церквей.

В настоящее время границы Иркутской епархии совпадают с административными границами Иркутской области. А в 2022 году Иркутской епархии исполнилось 295 лет.

 

ИА Иркутскмедиа

Категории:  Держава
 
вверх